В студии Luki-News мы поговорили о качестве медицинского образования в Псковской области и о трудоустройстве выпускников. В качестве спикера у нас выступил директор Великолукского медицинского колледжа Шулаев Александр Анатольевич.
— Александр Анатольевич, вначале вопрос по поводу «Большой перемены». В прошлом году на весь город прогремела новость о том, что студенты колледжа выиграли в этом конкурсе 2 миллиона рублей. На что планируете их потратить?
— Наверное, прогремело больше всего то, что у нас есть такое движение — «Большая перемена». В современной России таких направлений, связанных с молодежной политикой, становится все больше. Мы неоднократно выходили на федеральные уровни. В прошлом году наши студенты активно поработали, и одна из девушек – будущих медиков заработала миллион, который дается для личного развития.
В этом году мы представляли всю делегацию Псковской области. В итоге четверо наших студентов попали в финал. В командной борьбе эти студенты показали уровень Великолукского медицинского колледжа Псковской области. И в рамках этой работы мы вошли в топ- 20. То есть, это 20 учреждений среднего профессионального образования Российской Федерации.
Главным условием реализации выигранных средств является решение самих студентов, которые входят в состав движения «Большой перемены» и органов самоуправления Великолукского медицинского колледжа. Все структуры самоуправления приняли участие в голосовании и выбрали проект ремонта спортивного зала, который не обновлялся с 80-х годов.
— На 2023 год есть планы поучаствовать в этом конкурсе?
— Наша задача на этот учебный год — создать системы самоуправления студентов. Для этого используем все федеральные ресурсы на сегодняшний день. Мы создали практически первичную организацию клуба Российского союза молодежи. Мы включаемся во все федеральные проекты и работаем с ними.
— Скажите пожалуйста, какая специальность наиболее востребована? Можете привести статистику за последние годы? Количество абитуриентов увеличилось?
— Великолукский медицинский колледж сегодня — единственное учреждение в Псковской области, которое имеет 8 лицензий. Наиболее актуальные направления — подготовка фельдшеров и медицинских сестер, акушеров. Выпускницы нашего колледжа приглашаются не только в Великие Луки, но и в Перинатальный центр Пскова. Если говорить о том, что наиболее интересно нашим абитуриентам, то это фельдшерское дело. На сегодняшний день фельдшер – крайне востребованная специальность. Если еще 10 лет назад мы с трудом могли закрыть некий проект приема, то в этом году у нас конкурс на фельдшерское дело – 3 человека на место. На подготовку медицинских сестер – два человека на одно место. Конкурс у нас высокий.
— Насколько нам известно, с этого учебного года у вас ведется прием на базе 9 классов.
— Да, это была инициатива Губернатора Псковской области в ответ на обращение великолучанки. Мы тоже откликнулись, переговорили с комитетом по здравоохранению и впервые за 20 лет открыли отделение, связанное с подготовкой медицинской сестры на базе выпускников девятых классов. Для этого были созданы две учебные группы. В этом году входим в ситуацию, когда учебные программы сокращаются на целый год. Исходя из этого, интенсивность образования будет возрастать, и выход в практическую работу будет ускорен.
— География абитуриентов широкая?
— Она сужается. Раньше у нас хорошо был представлен Кавказ, Дагестан и Чечня. Были представители из Белоруссии, ребята из Тверской и Смоленской области, Мурманска, Москвы и Ленинградской области. Порядка 70 % учащихся – это жители Псковской области, много студентов из Пскова и Псковского района. Есть некая актуальность получения образования в Великолукском медицинском колледже.
— Как решаете вопросы по практическому обеспечению студентов? Какие возможности предоставляют для этого медицинские учреждения Великих Лук?
— Практическая составляющая — это 60% учебного времени. С этим сопряжено много всяких трудностей и недопонимания. Первый момент заключается в том, что студенты Великолукского медицинского колледжа очень загружены. Они не только на теоретических занятиях, но и в клиниках, где работают с пациентами, оказывают помощь врачам и другим работникам. К этому нужно быть готовым. Второй момент заключается в том, что спектр специальностей и тех направлений, по которым готовится медик, очень широкий. Студент должен пройти через все направления, чтобы увидеть их. И тут важным аспектом появляется важность многопрофильных учреждений, которые находятся в тех территориях, где есть медицинское образовательное учреждение. Одна из причин закрытия Невельского медицинского училища заключалась в том, что студент не мог получить этот уровень профильности. В Пскове и в Великих Луках сохраняются училища, вырастают до уровня медицинского колледжа, и происходит дальнейшее развитие.
Сегодняшнее время требует специальный допуск студента до пациента. Вплоть до письменного согласия. Отсюда возникают и другие проблемы, в том числе и проблемы того, как медицинский персонал реагирует на практику наших студентов. Значительное большинство подразделения здравоохранений города Великие Луки относится к практике достаточно серьезно. Они не просто рассказывают, а показывают все манипуляции с конкретным пациентом. У нас с каждым учреждением есть медицинский договор. Кроме профильности в Великих Луках, мы имеем 28 договоров с клиниками Мурманской, Тверской области и других территорий. Студент на сегодняшний день получает право не только на медицинское образование, но и на работу в статусе младшего персонала. Многие наши студенты этим пользуются.
— Большинство студентов закрепляются за медицинским учреждением?
— Здесь есть своя сложность. Все равно выпускной курс заставляет студентов искать более выгодные варианты. Мобильность и информационность общества позволяет студентам определиться, где они будут работать. Задача меня и педагогов колледжа заключается в том, чтобы наши студенты оставались в Псковской области. Мы делаем все возможное и призываем их к этому. Эффективность нашей работы, считаю, хорошая: более 94% выпускников колледжа остаются в медицинской отрасли. В Псковской области остается порядка 76% студентов.
— На практике получается так, что многие студенты предпочитают уезжать в города побольше. Или же ситуация сейчас меняется?
— Мы делали свой мониторинг и анкетировали студентов. Порядка 40% — это студенты из сельской местности, а 60% из крупных населенных пунктов. У студентов на уровне школы произошло некоторое смещение позиций, где они дальше должны проводить свою жизнь. Когда мы проводим мониторинг, видим, что финансовое благополучие на третьей позиции. А на первом месте — качество жизни и качество рабочего места.
Вторая важная позиция — это коммуникации, тот коллектив, в который пришел молодой специалист. Финансовый вопрос тоже не снимается. Главное, понимать размерность и не останавливаться в этом процессе, потому что потребности людей растут.
— Наши коллеги проводили редакционный опрос, почему студенты не хотят идти работать в сельскую местность. Они говорили, что там меньше возможностей, хуже оборудование и коллектив. Приводили много разных примеров…Почему студенты не идут работать в сельскую местность?
— Примерно 12 % выпускников нашего колледжа по окончании обучения возвращаются работать домой или едут целенаправленно в сельскую местность. Зная всю нашу историю, я пониманию, насколько сложно вернуться в фельдшерско-акушерский пункт. Нужно восстановить традицию ФАПов в сельской местности, когда работа сельского врача передавалась из поколения в поколение. Есть несколько вещей, которые важны, во-первых, качество здания и оборудования. А еще молодым специалистам нужен постоянный и эффективный выход в интернет. Также нужно давать сопутствующий транспорт, чтобы добраться до удаленных населенных пунктов. Вероятно, нужно решать вопрос, чтобы наши студенты получали водительские права во время обучения в колледже и оперативно могли включаться в работу.
— Тему автоматизации и цифровизации мы затронули ранее. Насколько этот момент прорабатывается в колледже? Что вы делаете для того, чтобы информация была доступна для студентов и родителей?
— Если говорить конкретно о Великолукском медицинском колледже, то мы работаем в рамках развития по двум основным программам. Тут я хотел бы вспомнить руководителя центральной сети группы компании «Март» Александра Солодовникова, с которым мы многое прорабатывали, — создание крупной локальной сети, телефония, система получения информации библиотечных систем Российской Федерации.
Ситуация с ковидом нас подтолкнула использовать это направление для дистанционного образования. Наши многочисленные гранты позволили получить информационное оборудование на уровне международных стандартов. Есть огромное количество фантомов, включая фантом роженицы, который стоит 1 800 000 рублей. Также используем систему Moodle, имеем выход в электронные библиотеки. Студент может войти бесплатно и получить любую книгу по здравоохранению за последний век. Также мы цифруем наши учебники и передаем студентам. В будущем очень бы хотелось внедрить такую вещь, как электронное портфолио каждого студента. Мы к этому приближаемся.
— Что будет представлять собой это портфолио?
— Каждый гражданин, который будет обучаться на базе Великолукского медицинского колледжа, будет иметь некий портфель достижений о своей функциональной грамотности. Это его персональное дело. Любой работодатель сможет посмотреть все, начиная от того, как студент учился в школе, в колледже, каковы его достижения в разных сферах деятельности, посмотреть, как он выполняет те ли иные манипуляции и характеристики, которые дает ему ответственные люди, работающие с ним. На сегодняшний день наши студенты этим пользуются. Для того, чтобы выходить на гранты федерального уровня, нужно предоставлять портфолио.
— Известно, что в прошлом году ваше медучреждение стало федеральной пилотной площадкой. Как это повлияло на качество образовательного процесса?
— Наше вхождение в пилотную площадку позволило педагогам увидеть многие проблемы, поучаствовать в их решении и передать наши идеи на федеральный уровень Министерства Просвещения Российской Федерации. Кроме этого, мы увидели, что надо как-то заполнять время нахождения студентов, особенно первых курсов, в нашем учреждении. Тогда наступает момент дополнительного образования. Была группа преподавателей, которые работали в рамках института развития образования, мы этот цикл обучения завершили.
— Какие планы у Медицинского колледжа на 2023 год? На что вы будете делать акцент?
— Есть планы, которые хочется реализовывать, и есть планы, которые возможно реализовывать. На сегодняшний день мы внимательно изучали концепцию, связанную с развитием здравоохранения и образования. Вопрос идет о том, чтобы увеличить количество студентов, принимаемых Великолукским медицинским колледжем.
Все это влечет за собой увеличение финансирования образовательного учреждения. Задачи четко вписываются в ту концепцию, которая определена Губернатором Псковской области. Есть вопросы, которые для нас актуальны. Один из них — кадровое обеспечение колледжа. Нужно подумать о его рабочем месте, системе нагрузки и оплате труда. Эта проблема, которая на сегодняшний день, может стать неожиданно актуальной. Великие Луки могут быть центром переподготовки и повышению квалификации среднего медицинского персонала Псковской области. Мы имеем такие ресурсы по качеству работы и оборудованию. Для этого нужно решать проблему площадей. Сегодня такой путь формирования среднего медицинского персонала завтрашнего дня очень актуален. Важно показывать молодых людей и их стремление в этой жизни.
— Престижность медицинского работника увеличилась или снизилась за последние годы, как считаете?
— Увеличивается объем работы человека, находящегося на посту в медицинском учреждении. Зачастую проблемой является то, что этот набор не сопряжен с реальной медицинской деятельностью. Также изменяются параметры деятельности человека – в современных реалиях он должен эффективней работать с компьютером. Модификация задач резко увеличилась. Требования к медперсоналу по качеству знаний и коммуникациям тоже резко возросли. Так что я считаю, профессия медработника не потеряла своего престижного статуса. И эпоха ковида показала, насколько врачи нужны людям.
— Спасибо большое за интересное интервью.
— Вам спасибо.
Источник материала.